• Обзор новостей: взгляд священника.

    Среди самых обсуждаемых событий последнего времени — решения Архиерейского собора, касающиеся церковных браков, предложение Верховного суда лишать родительских прав за вовлечение детей в секты, пособия на первого ребенка в семье, утвержденные Правительством к выплате уже со следующего года, история фотографа, который в погоне за красивыми кадрами поджег пустующую деревню.  

     

    1. Архиерейский Собор: о канонических аспектах церковного брака

    НОВОСТЬ: В Москве в храме Христа Спасителя прошел Архиерейский собор Русской православной церкви, приуроченный к 100-летию восстановления патриаршества. В нем приняли участие почти 400 иерархов РПЦ из 20 стран.

    1 декабря 2017 года Собор принял Документ «О канонических аспектах церковного брака». Это первый в современной церковной практике исчерпывающий перечень указаний к заключению и прекращению брака.

    Согласно документу, верующим запрещено вступать в церковный брак с еретиками и членами раскольнических сообществ, враждебных Церкви.

    Браки между православными и нехристианами «не освящаются венчанием». Но к тем, кто состоит в браке с представителем другой конфессии, Церковь «может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в православии своих детей».

    Таинство брака, гласит документ, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности.

    Русская Цравославная Церковь «категорически не признает союзы лиц одного пола» и «другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной».

    Допустимым основанием к расторжению церковного брака является прелюбодеяние одного из супругов, а также «наличие обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов».

    Комментарий:

    Решения Архиерейского Собора — это история, которая происходит на наших глазах. Призываю всех читателей внимательно с ними знакомиться. Почему-то нас сильно интересует, когда будет конец света или какой мармелад надо есть в пост, а вот эти принципиально важные, адресованные всем нам вещи — у большинства не вызывают особого интереса. 

    Рассмотрим, одно из определений Архиерейского собора — «О канонических аспектах церковного брака». Это, может быть, не самое существенное из решений, но это напрямую касается повседневной жизни многих людей.

    Определение Собора весьма пространное, я же остановлюсь на 5 наиболее важных его элементах.  

    Брак один, нет двух разных браков

    «Церковное браковенчание в тех странах, где оно не влечет за собой гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака».

    Брак — это союз мужчины и женщины при их взаимном, добровольном изъявлении желания быть вместе полностью и всегда перед лицом божеского и гражданского закона. Этот брак закрепляется государством и Церковью. Это говорит, нам о том, что это один брак, а не два.

    Об этом уже неоднократно шла речь в решениях Архиерейского Собора в 1998 году, достаточно четко это было разъяснено и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», и еще раз — сейчас.

     «О недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудной связью».

    Мне, как и многим другим священникам, приходится время от времени встречать людей, которые, находясь в невенчанном браке, переживают из-за того, что он недействителен и что это блудная связь. Чаще всего такое случается, когда один из супругов маловерующий и отказывается венчаться. Так вот поясняю: ак вот, Собор в очередной раз пояснил: отождествлять гражданский брак с внебрачной связью абсолютно недопустимо.

    С кем нельзя венчаться? Какие препятствия существуют к церковному браковенчанию?

    Частично эти препятствия совпадают с препятствиями к гражданскому браку, а частично церковные — шире и глубже.

    Например, гражданское бракосочетание не может совершаться между людьми, находящимися в прямой кровной связи.  Церковь это немного расширяет, запрещая венчания и между двоюродными братьями и сёстрами.

    Важно обратить внимание и на это положение:

     «Таинство Брака не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности».

    Такого рода ограничения – не просто какие-то формальные рамки, которые мешают людям нормально жить, а наоборот — руководящие принципы, которые помогают жить счастливо. Если человек отвергает принципы христианской веры и нравственности, то какой и их него супруг или супруга? Негодный.

    И тут же дань нашему времени:

    «Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством…».

    Слава Богу, российское законодательство стоит на страже семьи и брака, в отличие от некоторых европейских стран, где половые извращенцы уже могут закрепить свой союз перед лицом гражданской власти, и даже какого-то религиозного сообщества. Но Церковь к таким союзам не имеет ни малейшего отношения. 

    Несмотря на то, что православная Церковь имеет контакты с обществом и государством, в этих вопросах она непреклонна. Если общество выходит за пределы христианской нравственности, идет против Божьих установлений, то никакого церковного сотрудничества и содействия этому обществу быть не может.  

    Смотрим далее документ:

    «Недопустимы также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной…

    Здесь Собор подчеркивает, что брак остается таким, каким он был создан в раю – между Адамом и Евой. Вот это и есть брачный стандарт, которому Церковь следует и сегодня.

    И ниже в этом пункте добавлено:

    «…Недопустимо также браковенчание лиц, осуществивших так называемую смену пола».

    Смена пола – это медицинская операция, которая явно идет против божественного установления. Это физическое и гормональное насилие над свой природой и личностью. Поскольку это касается сексуальной сферы, то таким людям ставится заслон для попыток их вхождения в мир христианской семьи. Конечно, это новый элемент, который отвечает на события, происходящие вне Церкви.

    Бог один, брак один, христианские нравственные принципы — одни и те же, меняются лишь жизненные реалии.  Очень правильно, что при полном консерватизме Церкви в отношении нравственности мы реагируем на то, что происходит вокруг.  

    Запрет на вступление в брак с еретиками

    С древности церковь запрещала православным христианам вступать в брак с еретиками. Еретиками понимаются не просто чуждые церкви люди, а те, кто под прикрытием христианства ведут антицерковную деятельность и разрушают Церковь изнутри.

     «Этот подход и ныне должен применяться по отношению к членам еретических и раскольнических сообществ, враждебных Церкви и создающих угрозу ее единству».

    Фраза «еретических и раскольничьих сообществ» включена сюда потому, что в России есть люди, которые называют себя православными, но в том же время находятся в состоянии раскола с православной Церковью. У них своя иерархия, свои «епископы». К ним как раз и применимо это определение Архиерейского собора.

    «Иной подход, основанный на принципе икономии (милосердия), применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви».Обратите внимание, на этот пункт. Здесь говорится о том, что представители традиционных христианских конфессий могут быть приняты в качестве супругов.

    Бракорасторжение

    Брак должен жить вечно, но бывает, что он гибнет. Наш документ вносит ясность и в вопрос развода. В частности, говорится не о расторжении брачного союза, как ранее, а о признании данного брака утратившим каноническую силу. Подчеркивается, что Церковь не расторгает брак — расторжение брака происходит по вине людей, супругов и чаще одного из них. Добавлю от себя – чаще всего мужа. Это я знаю по своему церковному опыту. Мужчина должен вовремя принимать необходимые меры по исцелению брака и не допускать его гибели.

    Это постановление определяет порядок «признании данного брака утратившим каноническую силу» и о возможности повторного церковного брака.

    Почему нужно признать брак утратившим каноническую силу? Чтобы дать возможность людям либо невиновным в таком событии, либо в чем-то виновным, но принесшим покаяние, заключить повторный церковный брак. Обращаю внимание, что за всю жизнь допускается не более трех церковных браков.

    Аннулирование брака

    Что касается пункта о «признании церковного брака недействительным» (аннулировании), то эта юридическая форма давно существует в гражданском праве, теперь ее закрепили и в церковной практике. Но это мало кого коснется практически.

    К примеру, это может быть в ситуации, когда молодую девушку похитили и насильно заставили вступить в брак.

    Еще один аспект, добавлю от себя. Существует требование, чтобы человек, который рукополагается в священный сан, сам был в первом браке и супруга его была в первом браке. Допустим девушка попала в ситуацию, описанную выше. Это вполне может произойти в фанатичной среде.  Первый ее брак теперь будет признан недействительным, и она сможет вступить во второй брак, а ее муж после этого сможет рукополагаться. Этот пункт, как видим, не говорит о физиологических требованиях, речь идет только о юридической стороне вопроса.

     

    2. Правовую защиту — семье и ребенку

    НОВОСТЬ: Большинство россиян (79%) высказались в поддержку постановления Верховного суда РФ, который рекомендовал судам лишать прав родителей за вовлечение детей в секты, незаконные общественные и религиозные организации, сообщает ВЦИОМ.

    Отрицательно относятся к этой рекомендации 16% респондентов. Их основные аргументы: “родители лучше знают, что нужно ребенку” (9%), “детям лучше быть с родителями”, “нужно проводить разъяснительную работу с родителями” (по 8%), “необходимо разбираться с каждым случаем индивидуально” (7%).

    Единого мнения об усилении государственных мер по защите детей среди россиян сегодня нет: 45% говорят, что благодаря этому интересы несовершеннолетних будут соблюдаться в большей степени, а 43% опасаются, что это скорее приведет к излишнему вмешательству в семейные отношения.

    Затруднились сформулировать свою позицию 12% участников всероссийского телефонного опроса, проведенного 18 и 26 ноября среди 1200 респондентов.

    Между тем за последние несколько лет выросла доля россиян, которые считают необходимым принять дополнительные меры по защите интересов несовершеннолетних в РФ (56% против 36% в 2013 году). При этом 70% затрудняются сказать, что именно необходимо предпринять. О том, что дополнительные меры не нужны, сказали 38% респондентов.

    Комментарий:

    Хорошо, что граждане нашей страны укрепляют свое правосознание. Мы начинаем понимать, что правовая защита нужна как семье в целом, так и отдельным ее членам. Мы все знаем, что происходит за рубежом: там распространена ситуация, когда посторонние люди вторгаются в семью и начинают диктовать как воспитывать детей, чем их кормить и пр. Но еще страшнее, когда сами родители подвергают своих детей опасности.

    Общество в лице государства осуществляет защиту прав своих несовершеннолетних граждан. Это действует во всех цивилизованных странах, в том числе и в нашей стране.

    Поэтому если родители или опекуны действуют явно в ущерб ребёнку, в соответствии с буквой закона, то государство обязано вмешаться и защитить его.

    В том числе это касается тех, кто вовлекает детей в секты и — добавлю от себя — заставляет заниматься попрошайничеством и бродяжничеством.

    Мы часто видим, как люди выводят деток к храмам, и они выцыганивают деньги у прихожан. Таких «родителей» надо не только лишать родительских прав, но и по полной строгости закона подвергать уголовному преследованию.

    Для этого есть все основания: существует уголовная статья (УК РФ, ст. 151) о вовлечении детей в совершение антиобщественных действий.

    Вот еще иллюстрация. В одном приюте для беременных женщин и матерей оказалась женщина явно неадекватного поведения, которая била своего ребёнка. Младенцу не было еще и года, он часто плакал, а она просто била его. Вызвали службу опеки, они провели с ней беседу… и уехали. Женщина поняла, что «дело пахнет керосином» и убежала вместе с ребенком.

    Почему они не изъяли ребенка у этой сумасшедшей женщины? Опека говорит, что не имеет права и нужно было вызывать полицию. Но полиция с малыми детьми не возится. Вот такие пробелы существуют в нашей практике правопримененияю. Их нужно ликвидировать, чтобы благополучие ребенка было защищено. Как видим, работа в этом направлении ведется.

     

    2. Чтобы наша помощь была впрок

    НОВОСТЬ: Одним из значимых событий последнего времени, без преувеличения, стало провозглашение президентом России Владимиром Путиным основных задач новой Национальной стратегии действий в интересах детей.

    Программа рассчитана до 2028 года и, по сути, представляет собой масштабную реформу российской демографической политики.

    Для молодых семей, у которых появился первенец, в России с 2018 года, вводятся ежемесячные выплаты. Она будет выплачиваться до полутора лет. Каждый месяц семье будет выплачиваться в среднем 10 160 рублей. В течение первых трех лет на эту выплату выделят из бюджета 144,5 миллиарда рублей.

    Комментарий:

    Заметим, друзья, что помощь эта – наша. Когда мы слышим, что государство выплачивает пособие – это не совсем правильно. Это мы — граждане России — делегируем государственной власти право распоряжаться нашими средствами. Государство — не царь, не король, не император, и деньги не его, а наши. Мы выплачиваем налоги, и, даем право власти распоряжается этими средствами.

    В данном случае она распорядилась ими очень хорошо, мы можем приветствовать это решение.

    Однако тут опять же встает остро тема ответственности.

    Если государство увеличивает помощь семьям, то пусть оно усиливает и ответственность за распоряжение этой помощью и исполнение своих родительских обязанностей.

    Есть такие родители и даже семьи, которые не заслуживают этого названия. Они используют своих детей, чтобы получать государственные пособия, а за счет этих денег потом пьянствовать или бездельничать.

    Почему государство не принимает никаких мер против них? Их нужно лишать родительских прав. Дети должны быть защищены и жить в нормальных семьях. Слава Богу, у нас есть семьи, которые хотят брать приемных детей.  У нас есть очередь на усыновление и удочерение детей, изъятых из нефункциональных семей.

    Уже 15 лет я работаю в ивановском Обществе «Колыбель», и на своем личном опыте могу сказать, что я ни разу не видел, чтобы государственная власть злоупотребила своим воздействием на семью. Но зато знаю много случаев (история про избиение ребенка, рассказанная выше — это было у нас), когда власть в лице службы опеки не выполняет своих обязательств по защите ребенка.

     

    Причем тут культура?

    НОВОСТЬ: Известный российский фотограф Данила Ткаченко представил свой последний проект и рассказал журналистам, что, возможно, уедет из России. Из-за того, что он для снимков поджёг пустующую деревню, на него ополчились тысячи людей.

    Сам художник заявил, что хотел привлечь внимание к проблеме вымирания российских деревень и выбирал дома гнилые, с проваленной крышей.

    Он же сообщил о том, что долгое время провел в этих домах – на чердаках, разглядывая чужие фотографии. Впал в замутненное творческое состояние, и в какой-то момент понял, что хлам дурно влияет на его внутреннее состояние. После этого художник сжег чужие дома, сфотографировал пожар и предложил съемку на суд общественности.

    Одни пользователи соцсетей набросились на художника с негодованием – «Кто дал право поджигать деревни?». Другие усмотрели в его акте признаки современного искусства. Однако наибольший интерес к творчеству художника проявили Минкульт и Росимущество, квалифицировавшие поджог как «умышленное уничтожение имущества».

    Комментарий:

    К культуре это дело не имеет ни малейшего отношения, а имеет — лишь к уголовному праву.  Человек поджег чужие дома и должен отвечать за это перед законом. Фотограф он, сапожник или академик — абсолютно не важно.

    То, что наши люди рассуждают в этой ситуации об искусстве — это просто наведение тени на плетень. Нарушил закон – отвечай по всей его строгости.

    Когда мы укрепим наше правосознание, и перестанем отвлекаться на совершенно посторонние рассуждения – как в этом случае, нам станет жить гораздо легче.

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *