• «Врачу-реаниматологу отечественной оперы» Дмитрию Бертману вручены Большая хрустальная звезда и орден «За заслуги перед Калининградской областью»

    11 ноября 2017 года в Покровском зале московского музыкального театра «Геликон-опера», где до последнего времени была открыта выставка, посвященная 85-летию главного приглашенного дирижера этого театра, народного артиста СССР Владимира Федосеева, состоялось торжественное награждение основателя, генерального директора – художественного руководителя «Геликон-оперы», народного артиста России, лауреата Государственной премии, режиссёра-постановщика, профессора, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Дмитрия Бертмана, отметившего 31 октября 2017 года свое 50-летие. Не каждому удается создать с нуля оперный театр в 23 года. Не каждый так настойчиво и упорно будет идти к цели стать оперным режиссером уже в… пятом классе!

    Вручение Большой хрустальной звезды и ордена «За заслуги перед Калининградской областью», 11 ноября 2017 г.

    В этом году за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства талантливому, яркому и неординарному Дмитрию Бертману было присвоено почетное звание «Академик, действительный член Российской Академии искусств». А в минувшую субботу он как главный режиссер совместного проекта с Калининградским областным музыкальным театром был награжден орденом «За заслуги перед Калининградской областью» и Большой хрустальной звездой «За достижения в театральном искусстве». Международная Академия национальной безопасности объединенной Европы, наградившая Бертмана хрустальной звездой, присвоила ему почетное звание «доктор наук».

    Творческий метод театрального режиссера Дмитрия Бертмана вызывает колоссальный интерес во всем мире. Его приглашают на фестивали, он входит в составы жюри различных международных конкурсов оперного искусства. Он является постоянным членом жюри вокального конкурса «Бельведер». Последний конкурс прошел в нынешнем году в театре «Геликон-опера».

    Оригинальные постановки Бертмана известны во всем мире. Их отличает необыкновенная легкость и изящество, смелость импровизаций и огромное уважение к музыкальному произведению. В лучших театрах мира он поставил около сотни спектаклей. С 1994 года Бертман начинает преподавать за рубежом. Гастроли театра в Лондоне, Париже, Стокгольме, Нью-Йорке привлекают огромное количество зрителей, критики говорят о создании Бертманом новой русской оперы. Его главное достижение – невероятно успешный во всем мире современный новаторский оперный театр. В «Геликон-опере» всегда аншлаг, зрители с удовольствием смотрят на творческие находки режиссера.

    Каких только наград нет у Дмитрия Бертмана и его театра!

    Дмитрий Бертман

    В 1997–2001 годах Дмитрий Бертман трижды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра» (за спектакли «Кармен», «Царская невеста», «Леди Макбет Мценского уезда»). В 2001 году он возглавлял музыкальное жюри «Золотой маски». В 2003 году за вклад в развитие мировой культуры Бертман удостоен Мальтийского креста и титула графа суверенного ордена святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты. В том же году за заслуги в сфере культуры и искусства Бертман награждён национальным французским орденом «Академическая ветвь пальмы» (офицерская степень).

    В конце 2005 года он стал лауреатом премии им. К.C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры. В 2007 году худрук «Геликон-оперы» удостоен премии города Москвы за постановки спектаклей сезона 2004-2006 годов и значительный вклад в музыкальную культуру Москвы.

    23 февраля 2008 года президент Республики Эстония Тоомас Хендрик Илвес вручил Дмитрию Бертману Орден Земли Святой Марии (Крест Маарьямаа) IV степени за постановку в таллиннском театре «Эстония» антифашистской оперы «Валленберг» Эркки-Свен Тюйра. Бертман также является лауреатом Государственной премии Эстонии и премии Эстонского театрального союза.

    Указом Президента Российской Федерации за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман награждён Орденом Дружбы.

    Дмитрий Бертман

    Трижды театру была вручена Московская театральная премия «Гвоздь сезона»: за спектакли «Упавший с неба» по мотивам оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», «Средство Макропулоса» Ф. Пуленка и «Диалоги кармелиток» Л. Яначека. Первые две постановки завоевали «Хрустальные гвозди», а за последний спектакль театр получил главный приз – «Большой хрустальный гвоздь».

    И вот к трем «Хрустальным гвоздям» в копилку наград добавились Большая хрустальная звезда и орден «За заслуги перед Калининградской областью». Обе награды 11 ноября Дмитрию Бертману вручил основатель и художественный руководитель Калининградского областного музыкального театра Валерий Лысенко, Заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства. Он высоко оценил вклад профессора Бертмана в развитие культуры Калининградской области и его подготовку калининградских артистов на базе ГИТИСа, где с 2003 года Бертман является заведующим кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра. Основу труппы Калининградского музыкального театра составляют ученики Дмитрия Александровича. Первым спектаклем, поставленным в 2001 году совместно с труппой «Геликон-оперы» в открывшемся Калининградском театре, была оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь». В открытии театра, разумеется, участвовал сам режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Бертман.

    «Вы совершенно бескорыстно помогли построить наш театр, а теперь он набирает силы при вашей помощи, сказал Валерий Лысенко, вручая награды своему московскому коллеге. – Главная цель нашего музыкального театра – предложить молодежи города и области настоящие художественные произведения, которые соответствовали бы веянию времени».

    Благодаря совместным проектам двух театров за 16 лет деятельности Калининградского областного музыкального театра жители Калининграда и области смогли приобщиться к таким шедеврам оперного искусства, как «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе…

    По словам Валерия Ивановича, их театр ни в коем случае нельзя назвать провинциальным, так как это единственный в мире театр, который курирует Дмитрий Бертман – руководитель совместного проекта двух музыкальных театров – Московского и Калининградского. Валерий Лысенко отметил, что при поддержке худрука «Геликона» в Калининграде и Балтийске действует Европейская школа театрального искусства.

    Многие идеи Бертмана удалось воплотить на калининградской сцене при участии его команды. Среди таких идей, например, «Янтарная опера», которая была представлена на открытии специально оборудованного театрального зала на 400 мест в обновленном здании театра (бывшего Дворца культуры рыбаков). Тогда из Москвы приехал целый десант во главе с Дмитрием Александровичем.

    Можно вспомнить и 15-й творческий сезон, который открылся в Калининградском музыкальном театре премьерой оперы «Моцарт и Сальери. Реквием» в постановке Дмитрия Бертмана. Присутствовавшая на открытии нового сезона Светлана Кондратьева, и.о. министра культуры Калининградской области, высоко оценила тогда постановку «маленькой трагедии» Пушкина.

    По словам Валерия Лысенко, для оздоровления общества должны создаваться пьесы, основанные на нравственных ценностях. «Наше будущее – это молодежь. Если десять человек, посмотрев спектакли театра, откажутся от наркотиков, а пять перестанут писать на стенах нецензурные слова, то деятельность такого театра будет оправдана», – считает Валерий Иванович. Он верит в то, что число почитателей театра будет постоянно расти, а каждый спектакль молодежного коллектива станет ярким событием в культурной жизни Калининграда и области.

    «Наше кредо: в театре должно быть добро, чтобы зритель стремился в такой театр», – говорит Валерий Иванович. Он не боится экспериментировать. Рассчитанный на 100 мест малый зал театра, так называемый «Зал впечатлений», стал площадкой для творческих поисков, на которой показывают то, что не всегда можно показать в большом зале. Театру как воздух нужна молодежь, поэтому состав труппы постоянно обновляется за счет студии, ведь школа для театра – это святое. Ребята учатся ставить спектакли, не боясь ошибиться.

    Валерий Иванович Лысенко

    17 августа 2016 года житель Калининграда Роман написал в своем отзыве: «Замечательный театр с очень интересным и разнообразным репертуаром. Спектакли драматические, музыкальные, оперы, оперетты, интересные сказки для деток! Любим этот театр, стараемся ходить семьёй на все премьеры!»

    Любит этот театр и Дмитрий Бертман. Принимая награду от Владимира Лысенко, он поблагодарил правительство Калининградской области и своего коллегу, вспомнив, самое начало работы по возрождению интереса к опере в регионе. «Когда мы с Вами начинали эту работу, было маленькое здание и небольшая труппа, сейчас же это огромное красивое здание с колоннами. Калининградский музыкальный театр всегда полон. Он стал достопримечательностью города, куда стремятся попасть все туристы. Театр имеет разнообразный репертуар. Спектакли в нем ставят и наши геликоновские режиссеры Илья Ильин, Галина Тимакова», – сказал Дмитрий Бертман. Калининград, с его точки зрения, это чуть-чуть странная территория, которая, «храня все прошлое и соединяя его со всем нынешним, умеет выкристаллизовать лучшие чувства и ощущения, предпочитает их не скрывать, а благодарно выплескивать в виде живой реакции зала, улыбок и бурных аплодисментов».

    По словам Бертмана, «опера – это искусство будущего, она всегда была народным видом искусства и должна быть популярной, потому что сочетает все виды искусства». В детстве у маленького Димы был игрушечный макет театра на вращающемся круге. Именно на нем будущий режиссер ставил свои первые постановки. В подростковом возрасте он тайно ходил в Большой театр на репетиции Покровского и ежедневно в театр им. Станиславского, где знал всех артистов и все постановки наизусть. О том, что он будет только оперным режиссером и никем другим, Дмитрий твердо знал уже в пятом классе.

    Любовью к музыке и театру он обязан своей маме. Это она повела его в музыкальную школу учиться игре на фортепиано. Это она постоянно водила сына в театры. Свой первый спектакль «Зайка-зазнайка» он смотрел в ТЮЗе. Но обычным зрителем Диме не суждено было стать, т.к. воспитывался он в театральной среде. Увидев за кулисами, что Баба-Яга – это на самом деле их знакомый дядя Володя, мальчик раз и навсегда понял, что театр – это игра, а актеры сродни детям, которые играют всю свою жизнь.

    Когда вместо МГУ 16-летний Дмитрий решил поступать в ГИТИС на режиссерский факультет, в приемной комиссии царил скепсис. Но она убедилась в безусловном таланте юноши, и он был принят! Однако все годы учебы Бертман ежедневно будет доказывать себе и другим свое право на существование в этой профессии. Используя любую возможность поставить спектакль, он работал в театрах провинции. Первые спектакли его знаменитой труппы рождались в московском Доме медика, где он учил хоровому пению медсестер и врачей. За это ему дали репетиционный зал.

    По окончании вуза 23-летний Бертман сумел не только создать собственный оперный театр. А как он умел убеждать спонсоров вложить свои деньги в постановки и записи, одному Богу известно. В те трудные для России годы это было невиданно и неслыханно.

    Первой оперой, поставленной еще до окончания института небольшим коллективом соратников, была «Мавра» И. Стравинского. В ней было занято всего четыре человека. Когда был создан еще и хор из 12 певцов, поставили «Паяцев» Леонкавалло. Сейчас в штате театра 300 человек. Публика любит этот уникальный театр и за прочитанную по-новому классику (это «Аида», «Пиковая дама», «Кармен», «Садко», «Борис Годунов»), и за современные спектакли («Доктор Гааз», «Гершвин-Гала», «Мультик-опера»).

    В 1998 году Дмитрий Бертман стал заслуженным деятелем искусств РФ, а в 2005 году Указом президента России Владимира Путина Бертману было присвоено звание Народного артиста России.

    Президент Российской Федерации Владимир Путин поздравляет Дмитрия Бертмана с присуждением звания «Народный артист России»

    2 ноября 2017 года в Белом зале столичной мэрии мэр Москвы Сергей Собянин вручил Дмитрию Бертману знак отличия «За 30 лет безупречной службы городу и создание уникального театра “Геликон-опера”». Награждение было приурочено к празднованию Дня народного единства. По словам художественного руководителя театра, внесшего значительный вклад в музыкальную культуру столицы, за этой наградой стоит труд и артистов, которые с нуля сделали театр, и всех работников «Геликон-оперы», и зрителей. Дмитрий Бертман приложил поистине титанические усилия, чтобы театр, который долго «снимал чужие углы», вернулся в ноябре 2015 года в собственное здание на Большой Никитской.

    Вручение мэром Москвы Сергеем Собяниным знака отличия «За 30 лет безупречной службы городу и создание уникального театра “Геликон-опера”

    «То, что два с половиной года тому назад мы открылись, во многом заслуга команды правительства Москвы, – сказал Дмитрий Бертман Сергею Собянину. – И сейчас здание нашего театра стоит в обязательной программе посещения для всех гостей столицы, потому что это красота невероятная, это чудо, которое, думаю, ЮНЕСКО скоро возьмет под охрану. Я каждый день вхожу в театр и боюсь, что это сон. Спасибо вам за эту реальность!»

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *